Операторам связи

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВЕННЫХ ПАРАМЕТРОВ СЕТИ КПА IQMA


Мониторинг соблюдения условий SLA

SLA (Service Level Agreement) – соглашение между оператором связи и корпоративным заказчиком, содержащее согласованный уровень качества предоставляемых оператором услуг.

развернуть

Соглашение содержит перечень параметров качества услуг связи в виде числовых метрик, а также устанавливает штрафные санкции за их несоблюдение. Также определяется периодичность, с которой оператор предоставляет заказчику отчеты об измеренных параметрах качества. Кроме того, устанавливается время устранения оператором возможных проблем и способы реагирования на обращения заказчика. Соглашение призвано обеспечить взаимовыгодное сотрудничество, высокий уровень клиентоориентированности оператора и лояльности клиента.

Проблемы взаимодействия в рамках SLA:

  • отсутствие сертифицированного средства измерений для получения обоснованных результатов, подтверждающих качество услуг связи;
  • согласование зачастую стандартных, усреднённых параметров качества без учета конкретных нужд заказчика;
  • отсутствие единых структурированных данных для возможности влияния сторон на условия соглашения.

Система обеспечивает:

  • контроль соответствия качественных параметров услуг связи установленным метрикам;
  • сокращение времени обнаружения и устранения аварий и уровня деградации качества в услугах связи;
  • раннее обнаружение проблем до обращения заказчиком в службу поддержки оператора связи;
  • выявление аварийных участков сети за счет контроля на разных архитектурных уровнях: CE-PE, PE-PE, CE-CE;
  • предоставление заказчику регулярных отчетов о выполнении оператором условий SLA.

Система в фоновом режиме осуществляет контроль SLA на любых участках корпоративной сети заказчика. Производится как контроль доступности сети передачи данных, так и контроль параметров качества сервисов. Тесты в корпоративной сети могут производиться произвольным образом с произвольной топологией связности. Клиенту предоставляется достоверная информация о параметрах качества на необходимых ему участках сети, на всех его «последних милях», а также на магистрали оператора.

Отчеты SLA содержат информацию о доступности каждого контролируемого параметра с точки зрения наложенных на него политик контроля. Отчеты представляются в виде «паев» для каждого из параметров по каждому тесту. Доли «паев» соответствуют долям времени, которые параметр находился в пределах пороговых значений, определенных политикой контроля.

Мониторинг сетевой инфраструктуры

Система позволяет осуществлять мониторинг собственной или арендованной сетевой инфраструктуры. Целью мониторинга является обеспечение работоспособности и гарантированно высокого качества сетевых сервисов, бизнес-приложений, сокращение времени обнаружения и устранения аварий на сети.

развернуть

Мониторинг сетевой инфраструктуры включает в себя:

  • мониторинг качественных характеристик на сети и на отдельных ее участках;
  • мониторинг текущей загрузки каналов связи;
  • мониторинг производительности сетевого оборудования;
  • контроль доступности сетевых сервисов;
  • тестирование каналов на этапах приемки и в процессе диагностики.

Система предусматривает средства контроля утилизации канальных емкостей сети и загруженности сетевых устройств – предоставляются средства отображения параметров загруженности сети и сетевых устройств на географической карте с наложенной сетевой топологией, предусмотрена цветовая индикация состояния загрузки каналов и устройств.

Наличие в системе функциональности интерпретатора тестов позволяет создавать произвольные тесты и/или проводить любые измерения либо сбор рабочих параметров с сетевых устройств любыми возможными средствами: SNMP, CLI, HTTP и др.

Система позволяет реализовать распределенный мониторинг качественных параметров IP-сети: контролируемая сеть может иметь ярко выраженную территориально распределенную структуру с несколькими центрами концентрации трафика, региональными сетями. В этом случае разумным решением будет разбить сеть на домены мониторинга, каждый из которых представляет собой полноценную систему мониторинга с агентами и системой управления. Все региональные домены подчиняются центральной системе управления. При необходимости права управления можно перенести в центр, оставив региональным подразделениям права на просмотр.

Мониторинг качества услуг IP VPN

Объединение в защищенную частную корпоративную сеть территориально-удаленных офисов компании по IP-протоколу (VPN) является одной из важнейших услуг операторов связи для корпоративных заказчиков при создании ими единого информационного пространства предприятия.

развернуть

При оказании оператором услуг IP VPN для корпоративных клиентов система может быть использована для контроля качественных параметров в сетях с пересекающимся планом адресации.

Мониторинг основных и резервных каналов связи:

  • для обеспечения бесперебойной работы офисов компании важно наличие резервных каналов связи, используемых в случае перегрузок или отказа основных каналов;
  • для контроля множества альтернативных каналов передачи трафика между двумя площадками системе достаточно двух агентов измерений;
  • агенты подключаются физическими или логическими интерфейсами к соответствующим каналам связи, возможно использование secondary IP;
  • распределение тестового трафика по каналам связи обеспечивается маршрутизацией.
Мониторинг качества услуг доступа в Интернет

Система позволяет осуществить мониторинг и контроль параметров качества оказываемых операторами связи услуг доступа в интернет из офисов корпоративных заказчиков.

развернуть

Мониторинг включает в себя:

  • контроль качества доступа к любым веб-ресурсам;
  • возможность имитации действий пользователей;
  • контроль закрытия доступа к запрещенным сайтам.

WEB-test – специализированное клиентское приложение, позволяющее провести проверку характеристик загрузки страниц с HTTP-сервера непосредственно браузером пользователя.

Измеряемые параметры:

  • задержки получения страницы: минимальные, средние, максимальные за сеанс;
  • процент отказов, в том числе и по таймауту;
  • вычисляется скорость обмена данными с сайтом: минимальные, средние, максимальные за сеанс.

Ключевые особенности WEB-test:

  • измерения осуществляются при обмене «живым» трафиком между браузером пользователя и HTTP-сервисом, к которому он обращается;
  • можно оценить пригодность всей совокупности технических средств организации взаимодействия пользователя с сервером: браузер + аппаратная платформа пользователя + канал связи, используемый для подключения к интернет + интернет-каналы + ответная серверная составляющая (каналы, сервера, web-приложения);
  • измерения максимально близко характеризуют процесс использования интернет-ресурса через любые каналы связи.
Измерение пропускной способности каналов связи

Часто на этапе приемки канала связи в эксплуатацию или при подозрении о несоответствии возможностей арендуемого канала заявленной скорости возникает задача подтверждения его возможностей по пропуску трафика на контрактной скорости.

развернуть

Система позволяет проводить тестирования пропускной способности канала связи с его полной загрузкой тестовым трафиком. Стресс-тесты ограничиваются лишь аппаратными возможностями.

При регулярном тестировании каналов связи можно воспользоваться временны́ми шаблонами для проведения тестов в ночные часы или в то время, когда нагрузка на каналы минимальна. Также тестирование можно запустить по требованию после предварительного согласования нагрузки.

Если на контролируемой сети поддерживаются классы сервиса, а любой сервисный трафик обслуживается с бόльшим приоритетом, чем неприоритетный Best-Effort, то возможно проведение тестирования с неполной нагрузкой. Например, 20% загрузка канала тестовым трафиком в классе Best-Effort позволит выявить момент, когда тестовый трафик начнет вытесняться сервисным.

Также система поддерживает интеллектуальное измерение пропускной способности канала путем разгона тестовой сессии до достижения заданного уровня потерь в канале.

Мониторинг качества сетевых сервисов

Корпоративная сеть компании является основой для таких телекоммуникационных услуг, как единый электронный документооборот, корпоративная электронная почта, передача данных корпоративных приложений, IP-телефония, видеоконференцсвязь, дистанционный режим доступа к файлам, устройствам для печати и серверам с базами данных, централизованный доступ к сети интернет и др.

развернуть

Система осуществляет непрерывный мониторинг качества различных сетевых сервисов, критически важных для бизнес-процессов компании.

Среди реализованных в системе типов тестов:

  • эмуляция аудио-видео потоков;
  • эмуляция поведения других приложений в соответствующих классах сервиса;
  • тесты на уровне приложений: FTP, HTTP, IMAP, RTSP, SMTP, TFTP, DNS и т.д.

Для мониторинга определенного типа сервиса есть возможность выбора среди предустановленных в системе шаблонных тестов. Также возможно создание шаблонов тестов под свои собственные запросы.

Контроль устройств, подключенных к сети

M2M (Межмашинное взаимодействие, Machine-to-Machine) – это одно из приоритетных направлений деятельности современных операторов связи по обеспечению быстрой и надежной связи между различными устройствами, используемыми в сферах финансов, торговли, транспорта, логистики, ЖКХ, медицины и др. Низкое качество и нестабильность связи может негативно влиять на работу удаленных устройств, что в свою очередь наносит ущерб качеству предоставляемых услуг и имиджу компаний в глазах клиентов.

развернуть

Функционал системы в том числе позволяет осуществлять контроль доступности различных удаленных устройств, подключенных к сети: банкоматов, платежных терминалов, инфокиосков, терминалов самообслуживания, вендинговых устройств, устройств мониторинга автотранспорта и т.д. Примером простой реализации функционала системы может служить контроль доступности устройств банкоматов с ICMP-echo сервисом на сетевом уровне.

Мониторинг качества мобильных сетей

Система предусматривает возможность контроля качественных параметров мобильных сетей. В качестве респондеров можно использовать сетевое оборудование с поддержкой протокола TWAMP: коммутаторы, маршрутизаторы, базовые станции от производителей Cisco, Juniper, Huawei, Ericsson, Raisecom, RAD, Alcatel и др. При использовании данного функционала нет необходимости в установке дополнительных выделенных агентов измерения.

развернуть

Использование оборудования оператора:

  • сокращает расходы на развертывание системы;
  • позволяет развернуть систему в кратчайшие сроки;
  • сохраняет функционал системы в максимальном объеме без использования множества агентов измерений.

Возможен контроль характеристик мобильных сетей в привязке к мобильному терминалу, базовой станции, зональной структуре базовых станций, географическим координатам абонента.

Контроль может осуществляться на уровне абонента.

Контроль доступа к базовым станциям в сети оператора:

  • агент системы используется в качестве инициатора;
  • базовые станции выступают в качестве респондеров;
  • информация по доступности базовых станций представляется на географической карте, в виде графических отчетов, в табличных отчетах, диаграммах.
Мониторинг качества услуг IPTV

Система предлагает решение для мониторинга качественных параметров IPTV для операторов – внедрен отдельный модуль, который осуществляет подписку на мультикаст-видео, принимает и анализирует пакеты данных.

развернуть

Использование оборудования оператора:

  • сокращает расходы на развертывание системы;
  • позволяет развернуть систему в кратчайшие сроки;
  • сохраняет функционал системы в максимальном объеме без использования множества агентов измерений.

Результаты измерений могут быть проанализированы политиками контроля и представлены наряду с другими измерениями. Мониторинг может осуществляться на уровне центрального и регионального узлов.

Решаются задачи контроля качества поставщиков ТВ (IPTV) и контроля работы Head End.

Мониторинг осуществляется на транспортном (UDP), сессионном (mpeg) и прикладном (кодирование) уровнях OSI.

На транспортном уровне измеряются следующие параметры:

  • наличие/отсутствие сигнала (Stream availability);
  • определение битрейта потока (Mbps):
    • CBR (Constant Bitrate) - скорость потока (по RFC 4445 принимается постоянной);
    • VBR (Variable Bitrate) - текущая скорость потока (в реальности скорость меняется, параметр фиксирует текущую скорость);
  • измерение MDI по RFC 4445 для постоянного битрейта потока, для переменного битрейта потока согласно методике Bridgetech:
    • DF (Delay Factor) - по RFC 4445 фактор задержки в миллисекундах;
    • MLR (Media Loss Rate) - по RFC 4445 количество потерянных пакетов за секунду;
    • IAT (Inter-packet Arrival Time) - в терминах Bridgetech наибольшее время прибытия пакета за время измерения в миллисекундах.

На сессионном уровне и уровне приложений можно измерить:

  • Out of Order - нарушение порядка поступающих mpeg-пакетов;
  • PSNR - пиковое отношение сигнала к шуму.

Система также поддерживает измерение качественных параметров OTT-сервисов.

Индивидуальные решения

Помимо уже реализованного богатого функционала, в системе заложен потенциал по разработке новых функций для решения различных задач пользователей.

развернуть

В частности, система может применяться в таких сферах, как промышленная автоматизация, автоматизация зданий, контроль потребления энергоресурсов, безопасность и др. В данном случае система выступает в качестве средства сбора и обработки данных с различных устройств – сенсоров, счетчиков, датчиков систем контроля доступа, видеонаблюдения, потребления электроэнергии и других систем, подключенных к IP-сетям.

Кроме того, возможна доработка функционала системы по поддержке дополнительных сетевых протоколов на различных уровнях модели OSI в зависимости от нужд конкретного заказчика.

Также возможна доработка интерфейса системы, форматов вывода данных, типов отчетов под индивидуальные нужды заказчика.

связанные материалы

06.10.2017

«Абсолют» - абсолютный контроль и управление системами
подробнее

23.08.2017

Контролировать качество связи в Белтелекоме будем мы!
подробнее

15.07.2017

Оператор провел успешные испытания решения LAA/LBT совместно с Ericsson и Huawei
подробнее

25.07.2017

На первых этапах она станет использоваться внутри банковской системы.
подробнее

доп. материалы

сертификат.pdf