НОВОСТИ

Семь вопросов, которые беспокоят белорусских операторов связи

ООО «НЬЮЛЭНД технолоджи» / 21.08.2019

Семь вопросов, которые беспокоят белорусских операторов связи

Двенадцать лет назад, в 2007 году, была основана ассоциация «Белинфоком». За это время организация добилась решения отдельных проблемных вопросов. В частности, благодаря ее усилиям удалось отменить предложение о регистрации каждого электронного почтового ящика в стране (по указу № 60) и оплату за радиочастотный спектр в привязке к валюте (по указу № 240). Но, разумеется, это не значит, что в законодательстве не осталось других узких мест. Во время круглого стола представители ассоциации обсудили некоторые вопросы и пути их решения.

В ассоциации «Белинфоком» состоят мобильные операторы, интернет-провайдеры, хостинг- провайдеры, производители оборудования и системные интеграторы. Цель объединения — представление и защита профессиональных, юридических, экономических и иных интересов организаций сферы ИКТ в органах государственной власти, оказание информационной, консультативной и методической помощи членам ассоциации.

Сейчас ассоциация участвует в решении многих вопросов, в том числе при рассмотрении проектов законов о персональных данных, о платежных системах, об электросвязи, программы по развитию технологии сотовой связи пятого поколения 5G в стране.

Соединение сетей операторов электросвязи друг с другом

Сейчас в Беларуси только три организации уполномочены на соединение сетей операторов — это «Белтелеком», Национальный центр обмена трафиком и beCloud.

Одним из вопросов, затронутых на круглом столе, был следующий: стоит ли предоставлять другим операторам эту возможность и как это повлияет на техническую и экономическую составляющую сетей электросвязи в Беларуси. По мнению НЦОТ, это может привести к «пиринговым войнам». Но участники круглого стола настроены более оптимистично: по их мнению, это позволит снизить тарифы, а технических препятствий для такого соединения нет.

— Разрешат ли операторам соединяться напрямую? Этот вопрос стоит на повестке дня с 2007 года. Сейчас соединяться следует через уполномоченных, что сказывается и на удобстве, и стоимости, и мобильности, — пояснил председатель правления «Белинфокома» Андрей Нарейко. — Мы предложили изменения в закон об электросвязи в Беларуси — их внесением занимается рабочая группа в парламенте.

Андрей Нарейко
Андрей Нарейко

Сети в новостройках и использование радиочастотного спектра

Сейчас операторам, чтобы построить сеть в жилом доме, следует согласовать это с ЖКХ или товариществом собственников. Исключение — РУП «Белтелеком», который приходит в новостройки по умолчанию.

Как отметил начальник отдела информационных технологий компании «Объединенные сети» (Unet.by) Максим Хайнацкий, довольно сложно работать с абонентской базой, которая уже выбрала себе оператора связи.

По мнению Андрея Нарейко, логично было бы использовать существующее оптико-волокно, которое заходит в дом, для предоставления его в аренду другим операторам на договорной основе. Такой опыт есть в некоторых странах Евросоюза.

— Для развития конкуренции было бы хорошо, если бы собственником РУП «Белетелеком» было не Министерство связи и информатизации. Все же министерство — это регулятор, который принимает те или иные решения на уровне нормативных правовых актов. Поэтому мы предлагаем отвязать операторов от ведомственного подчинения. Этот вопрос пока на стадии обсуждения, но МАРТ сказал, что он вполне может быть рассмотрен.

Участники круглого стола пришли к выводу, что внесение изменений в закон «Об электросвязи» должно ускорить проникновение в дома всех операторов.

Еще один важный вопрос, который необходимо рассмотреть и внести соответствующие изменения в «Закон об электросвязи», это многосубъектное использование радиочастотного спектра.

Что это такое? Это когда радиочастотный спектр, выделенный пользователю в соответствии с законодательством, может использоваться совместно с другим пользователем на основании заключенного между ними договора.

Введение такого порядка позволит расширить зоны покрытия и улучшить качество мобильной связи.

Развитие сети 5G

Развитие сети 5G

Сегодня мы находимся на пороге глобальных изменений, когда каждый человек и каждое устройство вне зависимости от того, где они находятся, будут обмениваться большим объемом информации в режиме реального времени. Но нам необходимы более совершенные сети связи.

Именно сети пятого поколения (5G) открывают новые возможности во многих областях — от повышения эффективности производственных процессов, повышения безопасности на дорогах и в городе в целом до улучшения коммунальных сервисов и более чистой окружающей среды.

Разработчики технологий пятого поколения заложили в новый стандарт характеристики, значительно превышающие параметры 3G и 4G. Например, скорость передачи данных в сетях 5G должна быть в 10−100 раз выше, чем в технологии четвертого поколения (LTE), время отклика — в 5 раз меньше, а сети должны поддерживать в 100 раз больше устройств.

По прогнозам разработчиков нового стандарта, крупномасштабное развертывание инфраструктур 5G можно ожидать к 2020 году. К 2021 году на сервисы 5G будет приходиться 1,5% совокупного мобильного трафика данных, в среднем одно соединение 5G будет генерировать в 4,7 раза больше трафика, чем соединение 4G, и в 10,7 раза больше, чем соединение 3G.

Но до тех пор нужно решить множество задач. Так, ассоциацией «Белинфоком» по поручению министра связи и информатизации была создана межведомственная рабочая группа по разработке плана внедрения сетей пятого поколения (5G) в Беларуси.

Как говорит исполнительный директор ассоциации «Белинфоком» Сергей Богданов, были выработаны предложения по обеспечению радиочастотным ресурсом создаваемых в Беларуси 5G-сетей, возможные варианты их построения, а также вопросы совершенствования нормативной правовой базы. Проект плана был направлен в июне 2019 года в Совет министров Республике Беларусь.

Развитие электронных услуг во всех сферах жизни

Развитие электронных услуг

Согласно статистике, представленной ООО «Объединенные сети», в июне 2019-го объем потребляемого (скачиваемого) внешнего трафика вырос в 4,2 раза по сравнению с 2014 годом. То есть сейчас на одного пользователя приходится порядка 145 гигабайт в месяц.

Кроме того, по индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Беларусь занимает 32-е место в рейтинге Международного союза электросвязи. Для сравнения: Россия — на 45-м, Литва на 41-м, и Латвия на 35-м. Это свидетельствует, что белорусы используют интернет практически во всех сферах своей жизни.

К примеру, через интернет оплачивают различные услуги. Так, сегодня в нашей стране запускаются новые мобильные сервисы, мобильные операторы выпускают собственные платежные карты, и, судя по всему, этот процесс будет только нарастать.

До конца года в Беларуси должны принять закон о платежных системах и услугах, который позволит реализовывать платежные услуги не только банкам, но и мобильным операторам, интернет-порталам, виртуальным платформам, службам доставки и другим.

— Особенности правового регулирования электронных платежей сдерживают в нашей стране развитие в том числе e-commerce, — говорит Людмила Чекина, генеральный директор ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА». — Сейчас принятие любых платежей считается банковской деятельностью, поэтому ты должен быть или банковской финансовой организацией, или становиться платежным агентом, что тоже очень сложно. В частности, из-за этого у нас не развиваются аутсорсинговые службы доставки. Но закон о платежных системах должен решить эту проблему.

IT-проекты для здравоохранения

Не так давно к «Белинфокому» присоединилась компания S&T Services Bel, которая входит в состав одного из крупнейших поставщиков IT-сервисов для Центральной и Восточной Европы.

Как рассказала глава белорусского филиала Оксана Кунц, компания реализует проекты, которые интересны конечному потребителю. Например, только в Польше S&T ввел и обслуживает ряд электронных сервисов, облегчающих документооборот между гражданами и правительством, общение с офисами технической инспекции, центром аккредитации и сертификации, патентным бюро. Также в Польше была создана центральная платформа для электронных услуг в сфере здравоохранения, позволяющая выписывать электронные рецепты, вовремя напоминать о специализированных медицинских обследованиях и обмениваться медицинской информацией.

Оксана Кунц
Оксана Кунц

— Похожие IT-проекты в сфере государственного управления были реализованы концерном в Сербии, Черногории, Словакии, Венгрии, Болгарии и Хорватии. Компании интересно развивать их и в Беларуси, поэтому мы хотим провести в Министерстве связи небольшую презентацию, чтобы рассказать о своем опыте в других странах и подумать о том, что было бы интересно сделать в Беларуси в ближайшей перспективе, — отметила она.

Но, конечно, S&T Services Bel не единственные, кто ведет работы в этом направлении. Например, несколько белорусских компаний, тот же EPAM, объединились в рабочую группу по разработке платформы для «цифровой медицины». И параллельно свои разработки ведет Министерство здравоохранения. Так что S&T может или обмениваться с другими компаниями своим опытом, или найти свою нишу на рынке.

Умный город

Идея умного города существует как минимум 20 лет. Говоря по-простому, это город, максимально удобный для жизни. А в управлении им помогут новейшие технологии.

В Беларуси уже приняли концепцию по развитию «умного города». Этой темой в Минске занимается NEWLAND technology.

Мы — разработчики программного обеспечения, электронных устройств, программно-аппаратных комплексов и автоматизированных систем. То есть всего того, что наполняет понятие «умный город» физическим содержанием, — пояснил начальник технического отдела компании Иван Терех. — К сожалению, само понятие «умный город» в настоящее время не имеет точного определения. В итоге любой, занимающийся автоматизацией городского хозяйства, может говорить, что он работает в рамках концепции «умного города». Эта концепция охватывает и управление дорожным движением, и управление освещением, и систему общественной безопасности, включающую подсистему видеонаблюдения, и видеомониторинг объектов коммунального хозяйства, и контроль, к примеру, уровня наполнения мусорных баков.

С точки зрения «умного города» главное отличие нашей компании от большинства других — это создание системы, включающей в себя локальные контроллеры различных модификаций и центральный программный модуль, который собирает информацию с контроллеров, предоставляя возможности для визуализации данных, их анализа и дальнейшего размещения полученных данных в «облаке».

В частности, компания планирует использовать датчики температуры, влажности, датчики занятости парковочных мест — в этом случае не требуется больших потоков информации, и достаточно даже скоростей 3G.

Видеонаблюдение

Как можно заключить из обсуждения, понятие «умный город» предполагает наличие фактически тотального видеоконтроля. А как к этому отнесутся горожане? Иван Терех считает, что законопослушным гражданам опасаться нечего и что это в целом общемировая практика.

— Мы не проводили глобального исследования, но я лично выступаю за систему, которая позволит предотвращать преступления. В конце концов, месторасположение любого человека, имеющего мобильный телефон, сегодня легко определяется с использованием существующих общедоступных программ.

Участники встречи считают, что процесс подготовки нормативных правовых актов по урегулированию цифровой экономики и внедрению передовых технологий далеко не простой. Он затрагивает очень сложные вопросы многих участников и требует поиска компромиссов между их интересами.

В целом законодательство в этой сфере качественно новый предмет, чувствительный к регуляторным ошибкам. Поэтому члены ассоциации «Белинфоком», понимая цену таких ошибок, готовы к совместной работе по поиску конструктивных решений.